Овощи живопись

Овощи живопись

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока: Выполнить с натуры этюды овощей и фруктов на контрастном фоне.

Задачи:

Обучающая — Научить ставить задачу тонального решения в живописной постановке и выполнять ее; познакомить с контрастом, использованием его в живописных произведениях мастеров; изучить изменение локального цвета предмета под воздействием освещения и тени, влияние рефлексов.

Развивающая — развить у детей способность видения градаций светотеневого тона в живописи, многообразие цветовых оттенков.

Воспитывающая — воспитать творческое отношение к изобразительной деятельности, умение видеть прекрасное в окружающей жизни, усидчивость, аккуратность.

Тип урока: комбинированный

Оборудование для урока:

Для учителя: Зрительный ряд:
дидактические таблицы: «Группы гармонических сочетаний контрастных цветов», «Изменение основных цветов под влиянием солнечного освещения и тени», «Изменение натурального цвета под воздействием освещения», «Контраст»;
живописные произведения: И. Левитан «Март», «Золотая осень», К. Коровин «На террасе», «Бумажные фонари», К.Моне «Руанский собор»;
Литературный ряд: А.Дмитриев «Печальная лошадь»
лучшие работы учащихся
учебные постановки
Для ученика:
акварельная бумага (формат А3), кнопки, карандаш, ластик, кисти № 5,6, краски акварельные, палитра, белая бумажная полоска.

Задание: Выполнить этюды овощей и фруктов на контрастном фоне:

  1. красный перец на зеленой драпировке;
  2. желтое яблоко на синей драпировке.

План урока.

  1. Организационный момент. Подготовка детей к восприятиюнового материала 1-2 мин.
  2. Теоретическая часть: выявление проблемы и объяснение нового материала, необходимого для решения поставленных задач. 15 мин.
  3. Анализ задания 2-3 мин.
  4. Практическая работа учащихся 60 мин.
  5. Анализ и оценка работ 10 мин.
  6. Подведение итогов урока и задание на дом 1-2 мин.

Всего: 1час 30 мин.

Конспект урока

(На доске вывешиваются дидактические таблицы, картины художников, детские работы. Ученики сидят за мольбертами, на мольбертах кнопками закреплена бумага формата А3 (вертикально). На табуретках около каждого ученика приготовлены акварельные краски, кисти, палитра, вода для рисования).

I. Оргмомент. Подготовка детей к восприятию нового материала.

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок живописи у нас будет посвящен контрасту. На этом уроке мы с вами познакомимся с контрастными цветами и выполним этюды овощей и фруктов на контрастном фоне.

Мы с вами изучили многие законы колористики, познакомились с цветовым кругом, с теплыми и холодными цветами, узнали, что цвет может быть светлым и темным, ярким и приглушенным. На прошлом уроке узнали о родственных цветах, писали этюды в сближенной цветовой гамме.

— Кто же ответит: какие цвета называют родственными?

— А какие группы родственных цветов вам знакомы?

Ответы детей: Цвета, которые находятся в одной четверти цветового круга.Желто-оранжевые, сине-зеленые и т.д.

Правильно, а вот те цвета, которые находятся напротив друг друга в цветовом круге принято считать контрастными. Находясь рядом они только усиливают свою силу, свою насыщенность. Работа с таблицами 5,6,7

II. Теоретическая часть: выявление проблемы и объяснение нового материала, необходимого для решения поставленных задач.

Контраст в переводе с итальянского – «противоречие, противопоставление». В изобразительном искусстве контрастом называется сочетание противоположных друг другу качеств и свойств, либо цвета, либо фактур красочного слоя, либо различных живописных приемов. Например: темный цвет – светлый цвет; теплый – холодный; округлые линии – угловатые линии; крупные живописные мазки – мелкие мазки. Таблица 1, 8

И в жизни тоже, как и в живописи много противоположностей. Я сейчас вам прочитаю стихотворение, а вы слушайте его внимательно и затем постарайтесь ответить, какие контрасты-противоположности вы нашли в этом произведении.

Печальная лошадь Алексей Дмитриев

Однажды я вышел на людную площадь
И рядом увидел печальную лошадь.
Средь шума и смеха, тиха и бледна,
С букетом фиалок стояла она.
И я, поклонившись, шепнул ей:
— Простите. Ответьте, прошу,
отчего вы грустите?
Сегодня ведь праздник, а в праздник всегда
Обида не в счет и беда — не беда!
Печальная лошадь, вздохнув, отвечала:
— Я нынче впервые на площадь попала.
В обычные дни я ее обхожу —
До ночи тележку с дровами вожу.
Но я вдруг решила не жить из-под палки —
Ушла от тележки, купила фиалки
И в новом пальто, позабыв про дела,
Взяла и сегодня на площадь пришла.
Мне б очень хотелось дождаться салюта,
Но только салюта все нет почему-то…..
Как жаль, ведь пора за тележкой идти —
мне нужно вернуться домой к девяти.
Не скоро на площадь я выберусь снова,
Все буду работать и ждать выходного,
И, может быть, снова салют пропущу….
Вам ясно теперь, отчего я грущу?
Что мог я сказать? И что толку в ответе,
Раз лошади плохо живется на свете?…
Хотел я уйти. Распрощался. И тут
над площадью с грохотом вспыхнул салют.
И будто за все ожиданья подарок,
Салют был прекрасен и сказочно ярок.
Счастливая лошадь, а с ней детвора
В восторге кричали: «Салюту — ура!»
Пусть кто-то, услышав, не сдержит насмешки.
Рассказ мой для тех, кто устал от тележки,
Рассказ для того, кто тележку везет, —
Пускай же хоть в сказке ему повезет.

— Какие примеры вы можете привести?

Ответы детей: радость – печаль,быстро – медленно,большой — маленький и т.д.

Действительно контраст может быть тоновой или по светлоте и цветовой: между теплыми и холодными оттенками, между дополнительными цветами (противоположными на цветовом круге), между хроматическими и ахроматическими цветами. Основными наиболее яркими, сильными цветовыми контрастами теплых и холодных цветов являются следующие пары: желтый – фиолетовый; оранжевый – синий; красный – зеленый; белый – черный. Работа с дидактическими таблицами 1,7 «Контраст», «Группа гармонических сочетаний контрастных цветов»

Художники используют в своих работах закон цветового контраста, чтобы выразить свое эмоциональное отношение, состояние и, конечно же, стараются очень гармонично соединить эти яркие цвета. Вот посмотрите на эту картину – здесь использован так называемый «осенний контраст», олицетворяющий собой «золото» осенней листвы и отчаянно синее небо. Анализ и просмотр картины И.Левитана «Золотая осень» К.Коровина, К. Моне

— Постарайтесь определить пары контрастных цветовых сочетаний, на которых основывается цветовая гармония этих картин…

Помимо закона контраста хроматических цветов есть закон контраста ахроматических цветов – так называется повышение цветности красочных пятен в картине за счет сопоставления их с серым или черным цветом. В тоже время ахроматический серый цвет, находясь рядом с цветным фоном, приобретает окрашенность контрастными оттенками. Например:

серое пятно в окружении красного цвета воспринимается серо-зеленоватым оттенком;

серое пятно в окружении желтого цвета окрашивается легким синеватым оттенком.

И сегодня мы с вами на уроке будем выполнять этюды фруктов именно в контрастной гамме, вам предстоит написать ярко-желтое яблоко на синей драпировке, и красный перец на зеленой. Помимо такой сложной задачи – как сгармонировать яркие цвета вам необходимо решить и другую – передать тональность постановки, объем предметов и освещение.

— Какие основные градации светотени вам знакомы? Ответы детей: свет, полутень, тень и т.д.

— Что такое рефлекс?

— Что такое собственная тень?

— Что такое локальный цвет предмета?

— Какой же локальный цвет у перца?

— Как же он изменяется под воздействием освещения и тени?

Ответы детей: на свету локальный цвет теплеет, в тени – холоднее.

Работа с дидактическими таблицами 2,3,4 «Изменение локального цвета предмета под влиянием освещения и тени», «Схема разработки освещённых и теневых плоскостей формы предмета», «Воздушная перспектива отдельно взятого предмета»

У вас у каждого есть полоски. Итак, давайте попробуем подобрать локальный цвет перца, теперь подберем цвет перца на свету и цвет теневой части. Мы видим, что локальный цвет не может быть одним и на свету и в тени, он изменяется от теплого к холодному. Но стоит не забывать о тесной взаимосвязи предмета с окружающей средой, а этого можно достичь только через рефлексы.

III. Анализ задания

Итак, послушайте задание. Для успешного выполнения работы вам необходимо:

  1. закомпоновать два изображения в листе;
  2. выявить светотеневые градации изменения освещенности предмета по его форме и отметить их карандашом;
  3. выполнить этюд, передать цветом объем предметов, соблюдая тональные отношения (светлый предмет на темном фоне, темный предмет на светлом фоне), связать контрастные предметы с окружающей средой, при помощи рефлексов.

В итоге будет оцениваться, как вы умеете: передавать многообразие цветовых оттенков предмета, лепить форму предмета, передавать освещение, работая над рефлексами, пространство, аккуратно выполнять заливки. Приложение №2 Демонстрация детских работ.

IV. Практическая работа учащихся

Во время самостоятельной работы учащихся учитель следит за выполнением задания, проявляет индивидуальный подход к учащимся, комментирует их действия, исправляет ошибки (компоновка, плоскостное изображение и т.д.), помогает советами. По окончании ученики выставляют готовые работы.

V. Анализ и оценка работ

Итак, вы выполнили этюды овощей и фруктов на контрастном фоне, сейчас мы посмотрим работы и попытаемся оценить их по следующим критериям:

  1. Композиционное размещение в листе;
  2. Решение локального цвета — объём, форма предмета;
  3. Связь со средой;
  4. Аккуратность работы.

Игровой момент: за каждый успешный критерий — жетон (чем больше жетонов, тем выше оценка).

VI. Подведение итогов урока и задание на дом

Судя по вашим работам, большинство из вас не плохо справились с заданием, в своих этюдах вы грамотно, применили закон цветового контраста, сумели гармонично сочетать яркие, насыщенные цвета и показать форму и освещение предметов.

— Ребята, с какими цветами вы познакомились сегодня на уроке? Что узнали нового о цветовом контрасте? Какие пары контрастных цветов вы запомнили?

К следующему уроку вам необходимо подобрать на палитре понравившиеся пятна контрастных цветов среди окружающих вас предметов, тканей, интерьера и т.д. и рассказать о них на следующем занятии.

До свидания.

Список рекомендуемой литературы

  1. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. — М.: Просвещение, 1977.
  2. Визер В.В. Живописная грамота. Основы искусства изображения. — СПб.: Питер, 2006.
  3. Визер В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве.- СПб.: Питер, 2006.
  4. Волков Н.Н. Цвет в живописи. — М.: Искусство, 1984.
  5. Иванова О.В. Акварель: Практические советы. – М.: «Издательство АСТ», 2001.
  6. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. — СПб., 1999.
  7. Неменский Б.М.Искусство и просвещение. — М.: Просвещение, 1987.
  8. Орловский Г.И. Учить смотреть и видеть.- М: Просвещение, 1987.
  9. Программа министерства культуры. Живопись. — М., 1982.
  10. Ростсвцев Н.Н. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. — М: Просвещение, 1987.
  11. Сокольникова Н.М. Основы живописи. — Обнинск: титул, 1996.
  12. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. — М.: Просвещение, 1986 

Приложения

9.04.2009



Source: xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Добавить комментарий